Выставка «Атомному ледоколу «Ленин» - 60
26 сентября 2019 года в Филиале Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - ледокол "Красин" открылась выставка, посвященная 60-летию первого в мире атомного ледокола.
 
Первый в мире атомный ледокол «Ленин»  построен в СССР в 1956 – 1959 гг. Атомный ледокол был новаторским изобретением и стал первым надводным судном, которое использовало ядерную силовую установку.  В истории мирового судоходства открылась эпоха использования атомных энергетических установок. 
 
Судно заложено 25 августа 1956 г. на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде (ныне в составе Адмиралтейского объединения). Проект судна разрабатывался Центральным конструкторским бюро - ЦКБ-15 (в настоящее время ЦКБ «Айсберг»). Общее руководство осуществлял академик А.П. Александров. Главным конструктором был В.И. Неганов. Проектированием энергетической установки руководил И.И. Африкантов.  Детали и агрегаты для атомохода изготавливали заводы всей страны: судовые турбины — Кировский завод, главные турбогенераторы - из Харькова, гребные электродвигатели - от ленинградской «Электросилы». Всего около 500 предприятий, НИИ и конструкторских бюро. 
 
Размеры атомохода были выбраны с учетом обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л.с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 метров. Ледокол «Ленин» - трехвинтовое гладкопалубное судно с четырьмя непрерывными палубами, удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами. В кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Наружная обшивка в районе ледового пояса выполнена из стали повышенной прочности. Толщина ледового пояса в средней части – 36 мм, в носовой – 52 мм, в кормовой – 44 мм. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы все условия для комфортного проживания: одно- и двухместные каюты, спортивный зал, медсанчасть.
5 декабря 1957 года новое судно спустили на воду. Ядерная энергетическая установка была смонтирована в 1958–1959 годах, а 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора. Осенью 1959 года ледокол под командованием своего первого капитана П.А. Пономарева отправился на ходовые испытания. 3 декабря 1959 г. правительственная комиссия  подписала акт о приемке судна в эксплуатацию. Ледокол вступил в строй, знаменуя собой колоссальный прорыв в судостроении 60-х годов. Свое первое плавание атомоход совершил вокруг Скандинавии к порту приписки – Мурманску. Его первая навигация продолжалась чуть более 3 месяцев. За это время ледокол совершил 19 проводок и  провёл через льды 92 судна, показав прекрасную мореходность и способность обеспечить судоходство в экстремальных условиях.
Во вторую навигацию 1961 г. экипаж ледокола «Ленин» успешно выполнил новую задачу – высадку экспедиции дрейфующей станции «СП-10». Все предыдущие экспедиции доставлялись самолетами. Работа атомохода в последующие годы показала возможность продления сроков навигации в Арктике. В 1967 – 1970 гг. на заводе «Звездочка» в Северодвинске был проведен капитальный ремонт и модернизация паросиловой установки ледокола.
 
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 г. атомный ледокол «Ленин» был награжден орденом Ленина.
 
В 1989 г. атомоход «Ленин» совершил свой последний рейс в Арктику. Всего за 30 лет работы он провел во льдах 3740 судов и прошел 654400 миль (560600 из них – во льдах).
 
Постройка атомохода «Ленин» стала наглядным свидетельством крупного индустриального и технологического прорыва Советского Союза. С этого начинания в сознании людей укрепилось словосочетание — «мирный атом»: использование атомной энергии в мирных целях. Успешная работа ледокола показала необходимость строительства еще более мощных атомных ледоколов для обеспечения эффективной работы Северного морского пути в условиях сложной ледовой обстановки и дальнейшего освоения Арктики. В 1970–1980-х гг. Советский Союз создал не имеющий аналогов в мире гражданский атомный флот. На Балтийском заводе были построены мощные атомоходы «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы» (мощностью 75 000 л.с.). Атомоходы «Таймыр» и «Вайгач» созданы финскими корабелами, но реакторные установки на них – советские. В наши дни, в условиях возрождения арктического судоходства и повышенного внимания к Арктике со стороны многих стран, для работы на Северном морском пути в ЦКБ «Айсберг» разработан новый двухосадочный атомный ледокол ЛК-60Я (проект 22220) мощностью 60 МВт. Уже спущены на воду атомоходы «Арктика», «Сибирь», «Урал». Проведение круглогодичной навигации по восточному направлению СМП смогут обеспечить ледоколы проекта 10510 «Лидер» (тип ЛК-120Я). «Росатом» планирует построить три таких корабля к 2035 году.
 
В 1991 году дата - 3 декабря 1959 года — вступление в строй атомного ледокола «Ленин» — была объявлена Днем атомного ледокольного флота России.
 
С 3 декабря 2009 г. ледокол «Ленин» открыт, как музей. Он стоит на причале Морского вокзала города Мурманска. 11 декабря 2015 г. ледокол-музей включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
 
Выставка продлится до 20 декабря 2019 года.