Выставка «Только смелым покоряются моря»

20 августа 2020 года в Филиале Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - ледокол «Красин» открылась новая выставка «Только смелым покоряются моря».

В 2020 году отмечается 140-летие Николая Максимовича Штуккенберга,120-летие Юрия Константиновича Хлебникова и 110-летие Александра Ивановича Ветрова. Каждый из трех выдающихся капитанов сыграл заметную роль в истории ледокола «Красин».

Штуккенберг Николай Максимович (1880–1937) детство провел в Твери. Он часто любил проводить время на берегу Волги, восхищаясь речными пейзажами, и делая первые художественные наброски. С 15 лет, переехав в Очаков, будущий капитан работал рыбаком, позднее учился в морских классах (в Николаеве, Санкт-Петербурге и Баку). Сдал экзамены на штурмана каботажного плавания, затем штурмана дальнего плавания, а в 25 лет стал капитаном дальнего плавания. Помимо получения профильного морского образования, Н. М. Штуккенберг также посещал занятия в Академии художеств в Санкт-Петербурге, став впоследствии выдающимся художником-маринистом, «Айвазовским Приморья». С 1913 г. жизнь Николая Максимовича была связана с Владивостоком. В течение следующих 25 лет он работал на судах Дальневосточного морского пароходства. Дважды с ноября 1934 до апреля 1935 гг. и с января по март 1936 г. он становился капитаном ледокола «Красин». В дальнейшем он занимал должности капитана-наставника (передавал опыт молодым капитанам) и инспектора пароходства.

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976) – сын военного топографа. По долгу службы отца семья постоянно переезжала по разным частям империи. Увлечение морем пришло в 11 лет, когда мальчик навещал отца, проводившего съемку в Або-Аландских шхерах. Самая яркая веха трудовой биографии Ю. К. Хлебникова – проводка за одну навигацию в 1936 г. на ледорезе «Ф. Литке» группы миноносцев Балтийского флота по маршруту Беломорск–бухта Провидения. За выполнение этого задания капитан был награжден орденом Ленина. В военный период Ю. К. Хлебников был капитаном на ледорезе «Ф. Литке» (СКР-18), ледокольном пароходе «А. Микоян» и ледоколе «Северный ветер». В его задачу входила проводка военных кораблей, а также транспортных судов союзников. В 1959 г. Ю. К. Хлебников был капитаном ледокола «Ермак», а в 1964 г. – ледокола «Красин». В 1981 г. в его честь был построен ледокол «Капитан Хлебников».

Ветров Александр Иванович (1910–1993) родился в Николаеве, одном из главнейших центров судостроения. Первым ледоколом, на котором он работал был «Ермак». С «Красиным» судьба связала А. И. Ветрова в 1940 г. – непродолжительное время он являлся его капитаном. В годы Великой Отечественной войны ему довелось нести службу на ледоколах, переданных в ведение Краснознаменного Балтийского флота «Ермак» и «Суур Тылль» («Волынец»). С 1943 г. – А. И. Ветров капитан ледореза «СКР-18» («Ф. Литке»), его задачей была проводка судов в Белом и Баренцевом морях. В 1945 г. ледорез «Ф. Литке» и ледокол «Красин» совершили плавание в Сиэтл для ремонта, где Александр Иванович и был повторно назначен капитаном «Красина» (занимал должность до 1947 г., в 1948–1949 гг. стал капитаном в третий раз).

На выставке в память о юбилярах представлены предметы из фотографической, документальной и филателистической коллекций Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин». Ведущий экспонат – секстан в деревянном ящике 1925 года – неотъемлемый атрибут в работе капитанов ушедшего столетия. Этот навигационный измерительный инструмент предназначался для определения высот светил над горизонтом.