3 декабря - День атомного ледокольного флота России

3 декабря - День атомного ледокольного флота России.

В этот день в 1959 году был поднят государственный флаг СССР на первом в мире атомном ледоколе "Ленин".
В 1991 году Мурманское морское пароходство при поддержке общественных организаций Мурманской области предложило учредить день атомного ледокольного флота.
Мы поздравляем всех сотрудников этой отрасли с праздником и предлагаем вспомнить важнейшие вехи его истории.

Первый в мире атомный ледокол "Ленин" (проект 92) был сдан Министерству морского флота 3 декабря 1959 года в Ленинграде . Он проработал 30 лет в Арктике и был выведен из эксплуатации. В 2009 году был открыт музей-ледокол "Ленин". В настоящее время Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин» является структурным подразделением ФГУП «Атомфлот» ГК «Росатом». Первому в мире атомному ледоколу так и не удалось покорить Северный полюс.
Впервые в истории человечества достиг Северного полюса самостоятельным надводным плаванием атомный ледокол "Арктика" (проект 10520). Атомоход был заложен в 1971 году на стапелях Балтийского завода и в 1975 году введён в эксплуатацию. Его экипаж впервые участвовал в постройке ледокола и был сдаточной и приемной командой. Под руководством своего первого капитана Ю.С.Кучиева 17 августа 1977 года ледокол "Арктика" покорил Северный полюс. В 2012 году судно было исключено из Реестровой книги судов. Компания по музеефикации судна не увенчалась успехом — в 2018 году ледокол был отбуксирован на СРЗ "Нерпа".
По образцу "Арктики" были построены атомоходы проекта 10521, из которых всё ещё действуют "Ямал" и "50 лет Победы". Последний часто фрахтуется для туристических рейсов на Северный полюс.
В 1986-1990 годах совместно с финской судоверфью "Вяртсиля" были созданы уникальные ледоколы проекта 10580 "Таймыр" и "Вайгач". Они предназначались для проводки судов в устьях сибирских рек и, будучи атомными ледоколами, отличались уменьшенной осадкой.
Самыми мощными на данный момент атомными ледоколами являются суда проекта 22220. "Арктика", "Сибирь", "Урал", спущенная в этом году "Якутия" и остающаяся на стапелях "Чукотка" - двухосадочные атомоходы, умеют работать и в море, и у в устье рек, совмещая возможности ледоколов проектов 10521 и 10580.