Выставка к 120-летию С.О. Макарова

К 120-летию адмирала Степана Осиповича Макарова на борту ледокола "Красин" открылась тематическая выставка - "К Северному полюсу - напролом!".

В 2021 году исполняется 120 лет со дня плавания вице-адмирала Степана Осиповича Макарова на созданном при его огромном содействии первом русском линейном ледоколе «Ермак» к берегам Новой Земли.

Вице-адмирал, приложивший немалое количество усилий к северным экспедициям ледокола «Ермак», родился 27 декабря (8 января) 1848 г. в украинском городе Николаев. С.О. Макаров внёс огромный вклад в развитие кораблестроения, морской тактики, океанографии и метеорологии. В частности, им был сконструирован надежный батометр, разработана теория непотопляемости корабля, изобретен новый вид бронебойных снарядов, издан труд «Рассуждения по вопросам морской тактики».

В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. С.О. Макаровым было впервые применено торпедное оружие, что навсегда изменило тактику ведения морских сражений. А после совершения кругосветного плавания в 1886-1889 гг. на судне «Витязь» и составления океанографической карты северной части Тихого океана Академией наук флотоводец был удостоен Макарьевской премии и Золотой медали Русского географического общества.

С конца 1890-х гг. Степан Осипович активно начинает изучать проблемы освоения Арктики и пропагандирует о необходимости в стране ледоколов с целью покорения северных морей, проведения круглогодичной навигации в полярных широтах и достижения Северного полюса.

Пропагандируя свои идеи, вице-адмирал прочитал лекцию «К Северному полюсу — напролом!» и даже задумал издать одноимённую книгу. Реакция на предложение Степана Осиповича была предсказуема: от бурного одобрения до категорического отрицания «утопического бреда». Управляющий тогда Морским министерством адмирал Тыртов начертал на докладной записке: «Может быть, идея адмирала Макарова и осуществима, но так как она, по моему мнению, никоим образом не может служить на пользу флота, то Морское министерство никоим образом не может оказать содействие адмиралу ни денежными средствами,  ни тем более готовыми судами, которыми русский военный флот не так богат, чтобы жертвовать их для ученых, к тому же проблематических задач».

Но Семен Осипович страстно служил своим идеям и целям - под его неусыпным контролем в 1897-1898 гг. на верфи в Ньюкасле (Англия) был заложен первый русский ледокол «Ермак» и спущен на воду уже  17 (29) октября 1898 г. В 1899 г. ледокол прошёл подготовку к арктическим экспедициям и поднял коммерческий флаг.

Первый выход «Ермака» состоялся 29 мая 1899 г., в ходе которого была выявлена небольшая течь в корпусе судна, а 14 июля во льдах появилась небольшая пробоина, из-за чего ледоколу пришлось отправиться обратно в Англию на ремонт. Для выяснения приспособленности ледокола к плаванию в северных морях была создана комиссия, которая пришла к выводу, что ледокол не готов к прохождению льдов в Арктике и может быть применен лишь для осуществления навигации в Финском заливе. На что С.О. Макаров отреагировал категорически отрицательно и продолжал верить в покорение Северного морского пути.

В 1900 г. «Ермак» хорошо себя проявил - спас рыбаков на оторвавшейся льдине, а чуть позже вытащил севший на мель и оказавшийся в ледовом плену броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» возле острова Гогланд, а С.О. Макаров к 1901 г. добился разрешения на снаряжение ледокола в экспедицию к берегам Новой Земли.

Так, после незначительной модернизации 16 мая 1901 г. «Ермак» торжественно вышел к Новой Земле, но из-за тяжелых условий не смог с севера обогнуть Новую Землю и был обречён льдами на 28-дневный дрейф. После недолгих скитаний ледокол смог выбраться из «ледового плена» и пойти курсом до Земли Франца-Иосифа для обследования архипелага. Во время экспедиции было собранно огромное количество научного материала по гидрологии, астрономии, метеорологии, топографии, зоологии и ботанике.

Но главная задача, поставленная перед ледоколом, не была разрешена - «Ермак» не смог пробиться сквозь льды к устью Енисея. По таким итогам министерством финансов деятельность ледокола была ограничена проводкой судов Балтийского моря, а само судно передано в ведение Отдела по торговым делам. Макаров же был освобожден от «обязанностей по отношению к опытным плаваниям во льдах». Все результаты, достигнутые ледоколом во время экспедиций, С.О. Макаров описал в книге 1901 г. «Ермак» во льдах».

Уже в первые годы своей жизни, столкнувшись с некоторыми трудностями, «Ермак» доказал всему миру  о необходимости постройки такого типа судов, неоднократно спасая затёртые во льдах торговые и пассажирские суда, совершая исследовательские рейды на север и помогая осуществлять транспортное сообщения между городами в зимнее время года, а предложения вице-адмирала, использованные при строительстве ледокола, были не просто новаторскими, они на долгие годы стали основополагающими для ледоколостроения –  при строительстве ледовых судов их используют и в наши дни.