Выставка

12 мая на борту ледокола "Красин" открылась выставка, посвященная 95-летию знаменательного события, первому трансарктическому перелету 11 мая 1926 г. на дирижабле под командованием великого норвежского путешественника и полярного исследователя, Руаля Амундсена.

Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 г. в Борге, Норвегия. Амундсен с самого раннего тяготел к северу, что в результате принесло ему мировую известность. Его выдающиеся экспедиции внесли огромный вклад в науку и изучение нашей планеты: открыл Северо-Западный морской проход, плавал вдоль побережья Сибири и дрейфовал во льдах Северного Ледовитого океана на шхуне «Мод», покорил Южный географический полюс, совершил первый трансарктический полет на дирижабле «Норвегия» над Северным Ледовитым океаном и Северным полюсом.

Для воплощения в жизнь своих амбициозных планов в 1925 г. Р. Амундсен обратился к известному итальянскому дирижаблестроителю, Умберто Нобиле, судьба которых была тесно связана в последующие годы. Восприняв замысел Амундсена опасной и невозможной для дирижабля такого типа, Нобиле хотел отказаться, но заинтересованное Итальянское правительство поддержала эту идею и дало дальнейший ход развитию событий. Построенному судну было дано название «N-1», но как только дирижабль был передан в управление Амундсену, он был переименован в «Норвегию», но прежнее название так и осталось на его корпусе.

Руководителем экспедиции стал Р. Амундсен, а на должность капитана был приглашен конструктор и создатель дирижабля У. Нобиле. Цель экспедиции заключалась в пересечении Северного полюса, от пос. Ню-Олесунн, архипелаг Шпицберген, до мыса Барроу, штат Аляска. Члены экипажа судна должны были, по возможности, приземлиться и провести научные исследования, а также провести визуальные наблюдения в ранее неизведанной части мира.

10 апреля 1926 г. У. Нобиле начал перегонку судна из Рима в Ню-Олессун, путь предстоял через Осло и Гатчину. Уже 7 мая дирижабль прибыл к конечному пункту, где его ожидала оставшаяся часть экипажа, включая и самого Р. Амундсена. Экипаж состоял из 7 итальянцев, 7 норвежцев, 1 американца и 1 шведа - это была по-настоящему «мировая» экспедиция. Подготовка к полету заняло всего несколько дней и уже 11 мая 1926 г. начался первый трансарктический перелет. 12 мая участники экспедиции достигли Северного полюса, из-за погодных условий приземлиться им не удалось, но на северную землю были сброшены норвежский, американский и итальянские флаги. Это послужило причиной считать Р. Амундсена и О. Вистинга, его спутника экспедиции к Южному полюсу, первыми в мире людьми, побывавшими на обоих полюсах Земли. К 13 мая дирижабль достиг мыса Барроу, а 14 мая приземлился в окрестностях г. Теллер, штат Аляска, не долетев до г. Ном всего 100 миль.

Первый трансарктический перелет выдался сложным и опасным для всех членов экипажа дирижабля «Норвегия». Полет в 5300 км продлился 72 часа, и на всем пути приходилось устранять многочисленные поломки и пробития оболочки отлетающими ледяными пластинами с пропеллеров, из-за чего участники экспедиции вынуждены были не спать на протяжении всего полета. Весь мир наблюдал и содействовал экспедиции Амундсена, свой вклад в успех экспедиции привнесло и молодое Советское государство, снабжавшее экспедицию точнейшими метеорологическими сводками из Якутска, Диксона и г. Анадырь.
Благодаря своим большим достижениям в дирижаблестроении, в 1931 г. Умберто Нобиле был приглашен в Советский Союз главным конструктором и техническим руководителем по проектированию и постройке дирижаблей полужесткого типа. Сталкиваясь с многочисленными трудностями, под его руководством в СССР была создана с нуля целая новая отрасль по конструированию и постройке дирижаблей, а плодами сотрудничества стала постройка дирижаблей В-5, В-6, В-7 и В-8. В Советском Союзе Умберто Нобиле пробыл до 1936 г. после чего уехал на родину, в Италию, где им была написана книга о проведенных годах в СССР, дающая нам яркое и правдивое представление об индустриализации страны в годы первых пятилеток.

Благодаря Р. Амундсену, У. Нобиле и героизму людей Norge удалось заполнить пробелы на ранее неисследованных участках планеты, изучить природные условия в этом регионе и разрешить многовековой спор, есть ли континент между Северным полюсом и Аляской!