12 июля 2022 года - 94-я годовщина спасения экспедиции Умберто Нобиле

День 12 июля 1928 года прославил ледокол "Красин" на весь мир.
В 1928 году дирижаблестроитель и воздухоплаватель Умберто Нобиле второй раз в жизни покорил Северный полюс, но 25 мая на обратном пути его дирижабль "Италия" потерпел крушение. Впервые в истории шесть разных стран отправили свои спасательные отряды на помощь экспедиции. Советский Союз по просьбе итальянского правительства выставил самый мощный ледокол в мире - "Красин". Руководителем экспедиции был назначен директор Института по изучению Севера Рудольф Лазаревич Самойлович, капитаном - Карл Павлович Эгги. Мы предлагаем Вам ознакомиться с хроникой того знаменательного дня.

00.00 - 08.00
В полночь «Красин» проходит остров Карла XII, двигаясь в крупнобитом льду и периодически подавая сигнал сиреной. В 5 часов 20 минут вахтенный 2-й помощник капитана Август Дитрихович Брейнкопф сообщает, что видит человека. В 6.40 «Красин» подходит к небольшой льдине размером 10х8 метров и останавливается в кабельтове от нее. На льдине два человека: один мечется по льдине, второй лежит навзничь, с усилием едва приподнимая голову. Первый представляется Цаппи, второй, лежащий на рваном одеяле - Мариано. Мальмгрена с ними нет. Оба итальянца доставлены на борт ледокола и помещены в лазарет. Цаппи добирается самостоятельно, Мариано моряки несут на носилках. На вопрос, где Мальмгрен, Цаппи отвечает, что Финн Мальмгрен умер месяц тому назад.

Секретарь И.М. Иванов и врач экспедиции А.А. Средневский отмечают разницу в экипировке и общем физическом состоянии спасенных итальянцев: на Цаппи было надето три комплекта теплой одежды, он менее истощен и голодал, по мнению доктора, не более 5 дней. На Мариано - один комплект одежды, у него жар, лихорадка, обморожена ступня правой ноги. По прогнозу доктора Средневского, если бы «Красин» опоздал на 10-12 часов, Мариано уже не было бы в живых.

В 8.00 «Красин» дает ход вперед. Счислимое место ледокола 80 гр. 39 мин. с.ш. и 26 гр. 07 мин. в.д.

08.00 - 17.00
«Красин» идет в разреженном льду. На траверзе острова Фойн вахтенный 4-й помощник капитана Я. Легздин и старпом П.Понамарев замечают на острове человека, размахивающего шестом. Предполагают, что это группа капитана Сора, Нойса и Танберга. Самойлович распоряжается передать сигнал, что заберут их на обратном пути. Полпреду в Осло передана радиограмма об обнаружении группы Соры, которую считали погибшей.
 
Прямой связи с лагерем Вильери нет, коротковолновая станция не работает. Общение с ледовым лагерем происходит через «Читта ди Милано». В 14.45 «Красин» находится в трех милях от указанного с «Читта ди Милано» места нахождения Красной палатки. Ледокол запрашивает пеленги для более точного определения.
В 17 часов принята радиограмма: «Красину» Палатка видит вас. пеленг на зюйд в расстоянии 10 км. «Читта ди Милано».
Место «Красина» 80 гр. 31 мин. с.ш. и 29 гр. 15 мин. в.д.

«Красин» движется указанным «Читта ди Милано» курсом норд-ост, продолжая подавать сигналы сиреной. В 20.15 вахтенный 4-й помощник капитана Яков Петрович Легздин влево по курсу на 45 гр. видит дым на льду. Через некоторое время становятся видны перевернутый самолет Лундборга, палатка и едва различимая на расстоянии группа людей.

В 21 час 40 минут «Красин» бортом подходит к ледяному полю размером 300х120 метров. На лед спущен парадный трап. С него первыми спускаются Р. Самойлович, П. Орас, капитан К.Эгии. К ледоколу направляется штурман Альфредо Вильери, за ним следуют профессор Франтишек Бегоунек и инженер Феличе Трояни. Механик Натале Чечоне остается у палатки, опираясь на самодельные костыли, сделанные из весел резиновой лодки. Радист Джузеппе Бьяджи отправляет последнюю радиограмму:
«ВСЕ КОНЧЕНО. «КРАСИН» ПОДОШЕЛ. МЫ СПАСЕНЫ»