Судьба «Святогора» складывалась драматично с момента рождения. Мир был охвачен войной, а Россия еще и революциями. Когда разразилась гражданская война, ледокол принял участие в обороне Архангельска от войск Антанты. И оказался... на дне: чтобы не позволить кораблям противника в августе 1918 года войти в устье Северной Двины, власти Архангельска приказали затопить «Святогор» и его «собрата» — «Микулу Селяниновича». Интервенты все-таки захватили город, командира «Святогора» Н. Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении, расстреляли.

Ледокол был поднят, а в феврале 1920 года уведен в Англию. Однако через несколько месяцев «Святогор» вновь оказался в советских водах, на сей раз в качестве арендованного корабля. Во льдах Карского моря погибал ледокольный пароход «Соловей Будимирович», на борту которого находились 85 человек, в том числе женщины и дети.

Спасатели уверенно справились со своей задачей. 19 июня 1920 года «Святогор» и ледорез «III Интернационал» пробились к «Соловью Будимировичу» и через несколько суток вывели его изо льдов. Спасенный пароход снова стал советским и получил имя «Малыгин». Вместе с «III Интернационалом» он возвратился в Архангельск, а вот «Святогору» пришлось идти в Англию. Потребовалась серьезная борьба Л.Б. Красина и всемирно известного кораблестроителя академика А. Н. Крылова, чтобы в 1921 году после выплаты полной стоимости ледокола он был передан России.