На борту ледокола

22 февраля 2023 года в кают-компании ледокола "Красин" открылась выставка новых поступлений. На ней представлены фото и документы одного из капитанов ледокола "Красин" А.К.Печуро, прошедшие реставрацию в прошлом году.

Адольф Казимирович Печуро принадлежал к когорте полярных капитанов героической эпохи освоения Арктики 1920-1930-х гг.

Между тем, в отличие от его современников, прославленных капитанов В. И. Воронина, М. П. Белоусова, М. Г. Маркова, М. Я. Сорокина имя его оказалось на долгое время забыто. «Забытый капитан», - так назвал свою статью о А. К. Печуро выдающийся историк Арктики Н. А. Кузнецов.

Адольф Казимирович родился в 1893 г. в приморском городе Либава (ныне Лиепая в Латвии). О своём социальном положении он говорил: «сын безземельного крестьянина». Путевку в жизнь дало море – с 17 лет он стал ходить матросом на судах торгового флота, побывал в портовых городах Франции, Великобритании, Швеции, Норвегии и Германии. Морская специальность увлекла и захватила его с первого рейса. Известие о начале Первой Мировой войны моряк получил в Германии. Команду судна арестовали без видимых на то причин. Через несколько месяцев матросу удалось бежать на Родину. Теперь уже юноша не сомневался в правильности выбранного пути и начал серьёзно постигать азы мореплавания.
В 1915 году выпускник Либавской мореходки приехал в Архангельск. Северный порт доброжелательно встретил молодого штурмана и стал ему второй Родиной. География рейсов продолжала расширяться: Дания, Греция, Турция и другие европейские страны. Уже в качестве 2-го помощника капитана парохода «Царь» он участвовал в доставке команды строящегося в Ньюкасле ледокола «Святогор» (с 1927 г. «Красин») в Великобританию, где его застали события Октябрьской революции. Команду сняли с судна. Через Мурманск и Вологду долгих четыре месяца моряки добирались до места приписки судна.

Когда моряки вернулись, в городе была уже установлена власть белого правительства Северной Области. Белые власти мобилизовали матроса в армию генерала Е. К. Миллера стрелком 5-й роты 1-го Архангелогородского полка. Адольф Казимирович принимал участие в разведывательных вылазках. В сражении у деревни Лыткино 14 марта 1919 г. смог выявить позиции красноармейцев, за что был представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени. Позже стал рулевым на катере «Черпак». 

После вывода из Северной области войск иностранных интервентов и установления советской власти А. К. Печуро продолжил работу. С тех пор о службе в белой армии он никогда публично не высказывался. При советской власти он был вторым помощником капитана Северо-Двинской флотилии, а с 1920 г. помощником капитана на ледоколах в Северном морском пароходстве. Позже А. К. Печуро стал старшим помощником на пароходе «Роза Люксембург», капитаном пароходов «Броутон» и «Михаил Томский».

Известность Адольф Казимирович обрел в 1934 г., когда был назначен капитаном на ледокол «Ленин» (с 1959 г. «Владимир Ильич»). В 1936 г. на «Ленин» был назначен новый судовой врач Анна Степановна Сидорова, ставшая в скором времени близким другом, а затем и супругой капитана. 

В 1936 г. Адольф Казимирович избирался членом Северного краевого исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а в ноябре 1936 г. был делегатом IV чрезвычайного Съезда советов Северного края, на котором обсуждались вопросы принятия Сталинской конституции. В начале 1937 г. капитан был удостоен Ордена Красной Звезды. Этот год сыграл значительную роль в судьбе капитана. В августе он получил распоряжение ГУСМП о проводке каравана судов (пароходы «Рабочий», «Сталин», «Ильмень», «Камчадал» и «Володарский») с запасами продовольствия и одежды от острова Диксон на восток. Суда вышли в плавание 23 августа, спустя пять дней караван застрял во льдах, и с 30 августа встали в дрейф.

В начале октября для спасения дрейфующего в районе о. Кучум каравана был отправлен ледокол «Красин», который прибыл 20 октября.    

Ситуация ухудшилась в конце октября – из-за сильного сжатия «Красину» пришлось начать проводку судов по отдельности, но 2 ноября на совещании капитанов было принято решение оставить суда каравана для зимовки в районе острова Малый Бегичев в Хатангском заливе. Но и во время зимовки продолжался дрейф судов – суда были унесены в море Лаптевых, причем «Ильмень» и «Сталин» получили повреждения, а «Рабочий» был раздавлен льдами и затонул.

Лишь в сентябре 1938 г. зимовщики были заменены, и когда А. К. Печуро прибыл в Архангельск, то был арестован за преступную халатность в исполнении обязанностей капитана (не произвел перед выходом в рейс отгрузки угля и ремонт поломок, неправильно выбрал место для зимовки, что привело к гибели парохода «Рабочий»).  

По статье о нарушение работниками транспорта трудовой дисциплины решением линейного суда Водного транспорта Северного и Сухонского бассейнов капитан А. К. Печуро был приговорён к 7 годам лишения свободы. Сам Адольф Казимирович был не согласен с решением суда и стремился его обжаловать. В комиссию по пересмотру дела был включен ледовый капитан и два механика, которые смогли подтвердить, что действия А. К. Печуро по управлению ледоколом «Ленин» были правильными и в них отсутствует состав преступления. В результате 29 декабря 1939 г. Пленумом Верховного Суда СССР приговор в отношении А.К. Печуро был отменен, а сам капитан был освобожден из-под стражи. Кроме того, Адольфу Казимировичу были возвращены все награды.

После реабилитации А. К. Печуро больше не возвращался к своей работе. Вместе с семьей он поселился в поселке им. Каляева на окраине Загорска (ныне Сергиев Посад), где и умер 1 января 1967 г.