21 января - день рождения Умберто Нобиле

Наш ледокол наиболее известен участием в спасении экспедиции Умберто Нобиле в 1928 г.

Сегодня день рождения отважного итальянца.
Умберто Нобиле родился 21 января 1885 г. в местечке Лауро в регионе Кампания на юге Италии. Фамилия «Нобиле» является вымышленной, в дословном переводе с итальянского означает «благородный», «человек знатного происхождения». Отец Нобиле - потомок младшей ветви дворянской фамилии Делле Пиане, за неприятие новой власти савойской династии был лишен титула. Тогда прозвище «нобиле» стало новой фамилией всей семьи.
Умберто Нобиле считается одним из основателей итальянского дирижаблестроения. В 1908 г. он окончил Неаполитанский университет по специальности промышленное машиностроение, в 1911 г. переехал в Рим, чтобы пройти курс обучения по авиастроению от военного ведомства. После учёбы Нобиле поступил на службу на военное авиастроительное предприятие, где занимался разработкой новых воздухоплавательных аппаратов, а вскоре стал директором этого завода.
В своей книге «Крылья над полюсом» Нобиле писал, что в возрасте двенадцати лет его воображение поразила книга об экспедиции Фритьофа Нансена на «Фраме». В 1924 г. у него появилась идея полярной экспедиции на дирижабле собственной конструкции. Мысль использовать именно дирижабль для исследования Арктики исходила из ряда преимуществ данного летательного аппарата перед самолётами той эпохи: большая автономность полёта, возможность уменьшать скорость по желанию пилота, возможность опуститься ниже полосы тумана и лететь на малой высоте.
Счастливая судьба свела вместе итальянского конструктора и знаменитого полярного исследователя Руаля Амундсена. Амундсен несколько раз пытался снарядить экспедицию в Арктику на самолетах, но ни одна из попыток не была успешной. Путешественники разработали маршрут экспедиции, и Умберто Нобиле приступил к подготовке предприятия. Он облегчил конструкцию дирижабля, назвал его в честь родины Амундсена «Norge» (Норвегия), провел испытательные полеты.
Экспедиция Амундсена - Нобиле состоялась весной 1926 г. Вопреки мнению скептиков, что это невозможно, дирижабль «Norge» совершил перелет через Северный полюс. Было доказано, что в Арктике нет континента. Экспедиция имела огромный успех.
После первого успеха полетов в Арктике Нобиле вынашивал план именно научной экспедиции. Предполагалось с базы в Кингсбее, Шпицберген, совершить несколько полетов и провести работы по изучению атмосферного электричества, земного магнетизма и океанографии. В 1928 г. экспедиция выдвинулась из Италии на дирижабле, уже названным в честь родной страны Нобиле ,«Italia». Достичь поставленной научной задачи не удалось.
В Альпах дирижабль попал в шторм, пришлось совершить посадку. Вылет отложили из-за ремонта корабля «Читта ди Милано», который должен был поддерживать связь с дирижаблем во время экспедиции. Ещё один шторм обрушился на«Италию» во время швартовки в Финляндии. 8 мая экспедиция прибыла на базу в бухте Кингсбей на архипелаге Шпицберген и без промедления начала готовиться к исследовательским полётам.
Первый полёт был запланирован в прежде не исследовавшийся район к северо-востоку от Земли Франца-Иосифа. Из-за неполадок в рулевом управлении и плохой погоды он продлился немногим более восьми часов.
15 мая дирижабль «Италия» повторно вылетел в сторону Земли Франца-Иосифа. Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, экспедиция провела в воздухе трое суток без перерыва и прошла в общей сложности 4 тысячи километров.
В заключительном полёте участники экспедиции планировали исследовать несколько «белых пятен» к западу от Шпицбергена, пролететь над неизученным районом севернее Гренландии и достигнуть Северного Полюса. На самом полюсе предполагалось на неделю высадить несколько человек для проведения исследований.
23 мая 04:28 «Италия» отправилась в свой последний полёт. В полночь при попутном ветре дирижабль достиг Северного полюса. Участники экспедиции отправили несколько приветственных телеграмм. Однако ветер и туман не позволили дирижаблю снизиться более чем на 150 метров над поверхностью льда. От высадки на полюсе пришлось отказаться. 25 мая 1928 г. во время возвращения с полюса на базу произошла катастрофа в 100 километрах к северу от Шпицбергена.
Один человек погиб сразу, шестеро остались на борту унесённого ветром дирижабля, девять оказались на льду.
Спасать итальянцев ринулись более 1500 человек из шести стран. Шведские лётчики обнаружили лагерь выживших, предусмотрительно выкрасивших свою палатку в красный цвет. Самолёты сбрасывали продовольствие, но не могли приземлиться. 24 июня это удалось шведскому лётчику Эйнару Лундборгу.
За раз он мог увезти только одного. Среди выживших на льдине были два человека со сломанной ногой. Нобиле предложил забрать механика Чечоне, но тот был слишком тяжёл для самолёта Лундборга. Лётчик уговорил самого Нобиле покинуть «красную палатку». Остальных участников спас ледокол «Красин». Кроме метеоролога Финна Мальмгрена, погибшего при попытки дойти до Шпицбергена пешком.
Трагедия, постигшая экспедицию, сомнительность решения, принятого под давлением Лундборга и участников экспедиции, сложные отношения с начальством сделали жизнь Нобиле на родине очень горькой. В 1929 г. он принял приглашение в СССР для развития советского дирижаблестроения. В Советском союзе Нобиле принимал участие в разработке дирижаблей модели «СССР-В6», на котором был установлен мировой рекорд длительности беспосадочного перелёта в 1937 г.
В 1936 г. Нобиле вернулся на родину, где преподавал в Неаполитанском университете. В 1939 г. он уехал преподавать в США. В первой половине 1943 г. Нобиле жил в Испании, потом вернулся на родину. С него были сняты обвинения, его восстановили в чине генерал-майора. Он продолжил преподавать, написал несколько книг, посвящённых и теоретическим исследованиям, и воспоминаниям о своих экспедициях.
В 1969 году Умберто Нобиле присутствовал на премьере совместного советско-итальянского художественного фильма "Красная палатка" реж. М. Калатозова. Журналистам сказал, что фильм хороший, но немного приукрашен.
Умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.