7 мая 2020 г. 115-летие Цусимского сражения, одного из самых трагических событий в истории Отечественного военно-морского флота. Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол «Красин» и Музей «Истории русско-японской войны 1904–1905 гг.» в рамках совместного проекта представляют выставку «Макаров и Цусима – вехи русско-японского противостояния на Тихом океане». 

Рассказ выставки проходит вокруг двух ключевых событий войны: гибели адмирала С. О. Макарова и сражения в Цусимском проливе, на первый взгляд не имеющих связи между собой, но морское поражение Российской империи не было предопределено изначально. Могло ли быть все по-другому? Скорее да, чем нет! Если бы Степан Осипович Макаров остался жив!

Гибель прославленного флотоводца 31 марта (13 апреля) 1904 г. стала переломным этапом морского противостояния двух империй и закономерно привела к гибели 1-ой Тихоокеанской эскадры, после которой 18 000-мильный поход эскадры З. П. Рожественского потерял смысл и завершился Цусимской катастрофой 14 (27) мая 1905 г.   

На выставке представлены предметы из фондов, повествующие о работе С. О. Макарова в предвоенный период по разработке тактики морского боя, подготовке флота и крепости Порт-Артур к предстоящему конфликту, который вице-адмирал считал неизбежным.

Рассказ о Цусимском сражении предваряется историей формированием 2-ой Тихоокеанской эскадры и ее перехода через три океана на Дальний Восток. Перевес Объединенного флота Японии был очевиден российскому морскому командованию, и на помощь кораблям 1-ой Тихоокеанской эскадры были отправлены корабли Балтийского флота, те самые которые были в подчинении адмирала С. О. Макарова в бытность его главным командиром Кронштадтского порта. Описан сюжет о неудавшемся участии разработанного С. О. Макаровым для исследования Арктики ледокола «Ермак» в походе эскадры.

На планшетах, посвященных составу восьми отрядов эскадры, представлена часть уникальной коллекции кораблей русского и японского флотов, принимавших участие в той войне. 

Цусимское сражение на фоне бесконечных неудач российского флота озарило общую картину войны последней яркой вспышкой героического боя и гибели российской эскадры. Россия не одержала ни одной победы. Портсмутский мир заключен на условиях противника. Война, которая, по мнению министра внутренних дел В. К. Плеве, должна была пройти, как «маленькая победоносная», обернулась для Российской империи настоящей катастрофой – общие безвозвратные потери по максимальным оценкам доходили до 120 000 человек, потери российского императорского флота составили 64 корабля. Бесконечные поражения в войне стали одно из важнейших причин первой русской революции.

На фоне многократно превосходивших по численности армий и масштабам сражений Первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн историческая память о русско-японской войне постепенно уходила в прошлое. Несмотря на то, что цели сторон сводились к империалистическому переделу сфер влияния в Маньчжурии и Корее, и данная война, за исключением непродолжительного первоначального этапа, не приобрела характера народной, не вызвав патриотического подъема в русском обществе, это не отменяет совершенных подвигов.

Стоит вспомнить о героях той войны

Капитан крейсера «Варяг» Всеволод Фёдорович Руднев принял решение дать бой многократно превосходящей эскадре противника,

Командующий обороной Порт-Артура генерал-майор Роман Исидорович Кондратенко, в течении пяти месяцев сдерживавший наступление численно превосходивших сил противника,

Генерал-майор Павел Иванович Мищенко совершал глубокие кавалерийские рейды по тылам противника,

Командир крейсера «Изумруд» Василий Николаевич Ферзен отказался от исполнения приказа В. Н. Небогатова о капитуляции и на свой страх и риск предпринявшего отчаянную попытку прорыва из окружения, 

Капитан Леонид Николаевич Гобято изобрел миномет.

Сохранением памяти о русско-японской войне, изучением ее истории занимается Музей «Истории русско-японской войны 1904–1905 гг.». Музей расположен в здании Фонда «Инвалиды внутренних войск России» на набережной реки Фонтанки, 110. Экспозиция включает два тематических зала. В первом, посвященном сухопутным сражениям, представлены образцы вооружения и военной униформы, макеты укреплений Порт-Артура, награды участников боев, богатая коллекция иллюстративного материала (фотографий, открыток, карикатур, плакатов). 

Во втором зале рассказывается о действиях военно-морских флотов противоборствующих сторон. Здесь представлены картины Георгия Маркушева, с фотографической точностью передающие ключевые эпизоды морских сражений русско-японской войны, а также собрание моделей 234 кораблей, участвовавших в войне, выполненных в масштабе 1:350, а наиболее известные в масштабе 1:100. Данная коллекция, создававшаяся коллективом профессиональных моделистов в течении 12 лет, является единственным на данный момент полным собранием моделей судов, участвовавших в Цусимском сражении.  

Инициатором создания музея и хранителем его уникальной коллекции является полковник запаса Председатель фонда «Инвалиды внутренних войск России» Сергей Васильевич Шершнев.

222

 

2 1

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

991

1010

 

 10

 11

 12

 13

 14

 15

16

17

18